Нарисуй свой гнев




  • Скачать 82.25 Kb.

    Дата 28.02.2016 Размер 82.25 Kb. Упражнения, направленные на обучение ребёнка приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности, а также на отреагирование негативной ситуации в целом.
    Н первой стадии отреагирования гнева можно использовать следующие методы и способы:
    - комкать и рвать бумагу;
    - бить подушку или боксёрскую грушу;
    - топать ногами;
    - громко кричать, используя «стаканчик» для криков или «трубу» из плотной бумаги;
    - пинать ногой подушку или консервную банку;
    - написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу;
    - втирать пластилин в картонку.
    Упражнение «Пластическое изображение гнева»
    (индивидуальное, групповое)
    1. «Пожалуйста, встань (или сядь) в удобную для тебя, свободную позу. Подумай о той ситуации (человеке), которая вызывает у тебя наибольшее чувство гнева».
    2. «Сосредоточься на своих ощущениях, отметь, в каких частях (части) тела они наиболее сильные».
    3. «Пожалуйста, встань и двигайся так, чтобы как можно сильнее выразить те ощущения, которые ты испытываешь. Не контролируй свои движения, вырази чувства».
    4. Рефлексия:
    - Легко ли было выполнить упражнение?
    - В чём ты испытывал затруднение?
    - Что ты чувствовал во время выполнения упражнения?
    - Изменилось ли твоё состояние после выполнения упражнения?
    Упражнение «Рисование собственного гнева (лепка из пластилина, глины)» (индивидуальное) 
    Примечание: в процессе этого упражнения важно не мешать ребёнку выска
    Оборудование: листы бумаги для рисования, цветные мелки, фломастеры (пластилин, глина).
    1. «Пожалуйста, подумай о той ситуации (человеке), которая вызывает у тебя очень сильное чувство гнева, злости».
    2. «Прислушайся к себе и отметь, в каких частях тела ты максимально ощущаешь свой гнев».
    3. Когда ребёнок будет рассказывать о своих ощущениях, можно задать вопрос: «На что похож твой гнев? Можешь ли ты изобразить его в виде рисунка или слепить свой гнев из пластилина?»
    4. Обсуждение рисунка:
    - Что изображено на рисунке?
    - Что ты чувствовал, когда рисовал свой гнев?
    - Можешь ли ты поговорить от лица своего рисунка? (для выявления скрытых мотивов и переживаний)
    - Изменилось ли твоё состояние, когда ты полностью прорисовал свой рисунок?
    5. «Что тебе хочется сделать с этим рисунком?»
    Некоторые дети мнут, рвут рисунок. Но многие выражают желание нарисовать ещё один вариант рисунка, когда «он изменился».
    Обсуждение нового рисунка:
    - Что ты чувствуешь, когда рисуешь новый вариант?
    - Поговори, пожалуйста, от лица нового рисунка.
    - Каким стало твоё состояние теперь?
    Упражнение «Галерея негативных портретов»(для детей от 9 лет)
    1. «Сядьте, пожалуйста, поудобнее, расслабьтесь, глубоко вдохните 3-4 раза, закройте глаза. Представьте, что вы попали на небольшую выставку-галерею: на ней выставлены фотографии (портреты) людей, на которых вы разгневаны, которые вызывают у вас злость, которые, как вам кажется поступили с вами несправедливо».
    2. «Походите по этой выставке, рассмотрите портреты, обратите внимание, как они выглядят (цвет, размер, отдалённость, выражение лиц). Выберите любой из них и остановитесь возле него. Какие чувства вызывает у вас портрет этого человека?»
    3. «Мысленно выразите свои чувства, адресуя их портрету. Не сдерживайте своих чувств, мысленно говорите всё, что хочется сказать, не стесняясь в выражениях. А также представьте, что вы делаете с портретом всё, к чему побуждают ваши чувства. После того, как вы сделали это упражнение, сделайте глубокий вдох 3-4 раза и откройте глаза».
    4. Рефлексия:
    - Что легко, а что трудно было сделать в этом упражнении?
    - Что понравилось, что не понравилось?
    - Кого вы увидели в галерее, кого выбрали, на ком остановились?
    - Как менялось ваше состояние в процессе выполнения упражнения?
    - Чем отличаются чувства в начале и в конце упражнения?
    Упражнение «Письма гнева»(для детей от 9 лет)
    1. «Пожалуйста, подумай о том человеке, который вызывает у тебя злость и активное неприятие, а также о тех ситуациях, связанных с этим человеком, где негативные чувства проявлялись особенно сильно и остро».
    2. «Напиши, пожалуйста, письмо этому человеку. Расскажи честно и искренне о своих переживаниях, о том, что тебе хочется сделать».
    Важно, чтобы ребёнок полностью выразил свои чувства, освобождаясь от них (ребёнок должен быть предупреждён, что кроме него это письмо никто никогда не увидит и не прочтёт).
    3. «Ты написал письмо. Скажи, что тебе хочется сделать с ним?»
    4. Рефлексия:
    - Тебе трудно было писать письмо?
    - Всё ли ты высказал или осталось что-то не высказанным?
    - Изменилось ли твоё состояние после написания письма?
    Упражнение «Осознавание гнева через сенсорные каналы (на что похож твой гнев? какой он на цвет, на слух, на ощупь, на вкус, на запах?)» 
    Примечание: можно работать с разными словами: «ссора», «гнев», «злость». 
    1. «Выскажитесь, пожалуйста, на тему –
    что такое ссора?как возникает ссора?был ли в вашей жизни хотя бы один раз, когда ссору начали вы сами?что вам нравится в ссорах?что не нравится в ссорах?»
    2. «Скажите, пожалуйста, если бы ссора имела цвет, то какого бы цвета она была?»
    3. «А какая ссора на вкус?»
    4. «А если потрогать ссору, то какая она?»
    5. « А какая ссора на слух?»
    6. «Нарисуйте, пожалуйста, ситуацию, в которой у вас произошла ссора, когда вы злитесь на кого-то».
    7. «Как исправить ситуацию? Как помириться?»
    Упражнение «Рецепт: Как сделать ребёнка агрессивным»(групповое, индивидуальное)
    В ходе этой игры дети могут разобраться в том, что они называют агрессивным поведением. Они могут разобраться также в своём собственном агрессивном поведении и исследовать чужое агрессивное поведение.
    Упражнение состоит из двух частей. Для выполнения упражнения каждому ребёнку понадобятся бумага, ручка, фломастеры.
    Первая часть:
    1. попросите детей представить агрессивного человека и проследить мысленно, что обычно делает агрессивный человек, как он себя ведёт, что говорит;
    2. пусть дети возьмут бумагу и напишут небольшой рецепт, следуя которому, можно создать агрессивного ребёнка, а также нарисуют портрет такого ребёнка;
    3. затем дети зачитывают свои рецепты, изображают агрессивного ребёнка (как он ходит, как смотрит, какоё у него голос, что он делает);
    4. стоит обсудить с детьми:
    - что им нравится в агрессивном ребёнке;
    - что не нравится;
    - что бы они хотели изменить в таком ребёнке.
    Вторая часть:
    1. попросите детей подумать о том, когда и как они стали проявлять агрессию? Каким образом они могут вызвать агрессию по отношению к себе?
    2. пусть дети возьмут ещё лист бумаги и разделят его вертикальной линией пополам на левую и правую части. Слева записывается, как окружающие в течение учебного дня проявляли агрессию по отношению к ним. В правой части записывается, как сам ребёнок проявлял агрессию по отношению к другим детям;
    3. после этого стоит обсудить с детьми:
    - знают ли они таких детей, которые бывают агрессивными;
    - как они считают, почему люди бывают агрессивными;
    - всегда ли стоит прибегать к агрессии в сложной ситуации или можно иногда решать проблему другим способом (например, каким?);
    - как ведёт себя жертва агрессии;
    - что можно сделать, чтобы не быть жертвой.
     Психологические методы, приёмы, упражнения, направленные на обучение детей навыкам контроля и управления собственным гневом (навыкам саморегуляции)
    У агрессивных детей слабо развит контроль над своими эмоциями, а зачастую и просто отсутствует, поэтому важно в коррекционной работе с такими детьми сформировать навыки контроля и управления собственным гневом, обучить детей некоторым приёмам саморегуляции, которые позволят им сохранить определённое эмоциональное равновесие в проблемной ситуации. Важно также, чтобы дети освоили релаксационные техники, поскольку помимо управления негативным состоянием релаксационные техники помогут им снизить уровень личностной тревожности, который у агрессивных детей достаточно высок.
    Коррекционная работа в этом направлении заключается:
    1. в установлении определённых правил, которые помогут детям справиться с собственным гневом;
    2. в закреплении этих правил (навыков) в ролевой игре (провоцирующей игровой ситуации);
    3. в обучении релаксационным техникам с применением глубокого дыхания.
    Ввод правил
    1. Прежде чем перейдёшь к действию, скажи себе «Стоп!»
    Для более эффективного усвоения навыка следует нарисовать с ребёнком знак «СТОП» в виде кружка с каймой, внутри которого большими буквами написано «СТОП». Можно сделать такой знак из картона и положить его в кармашек.
    Всякий раз, когда захочется ударить или толкнуть кого-либо или проявить активную вербальную агрессию, нужно дотронуться до кармашка, где лежит знак «СТОП» или просто представить его. Кайму следует раскрасить в спокойные цвета (синий, голубой, зелёный, золотистый, оранжевый) и побрать соответствующий цвет к слову «СТОП». Например, к синей кайме подойдёт «СТОП» оранжевого или золотого цвета, к голубой – зелёного. Во всяком случае, сочетание цвета должно действовать успокаивающе на ребёнка и нравиться ему.
    2. Прежде чем перейдёшь к действию, глубоко вдохни и посчитай до 10.
    3. Для особо драчливых детей. Прежде чем перейдёшь к действию, сильно сожми кулаки и разожми их. Так делать до 10 раз. 
    4. Перевод деструктивных действий с физического на вербальный план. Прежде чем перейдёшь к действию, остановись и подумай, что ты хочешь сделать.
    5.Прочие правила.К этому типу правил относятся индивидуальные правила, составленные для конкретного ребёнка, в зависимости от характера проявляемой им агрессии (говорит грубо со старшими, портит вещи, больно бьёт и т.д.) Например, такими правилами могут быть: «Говори уважительно со старшими», «Относись бережно к вещам», «Держи руки при себе».
    Важно при составлении таких правил отказаться от использования отрицательной частицы «не»: «не дерись», «не ломай», «не груби» и т.д.
    Все эти упражнения можно выполнять в ролевой игре как сами по себе, так и в сочетании друг с другом. Многие дети легко делают упражнения 2-5, если сначала им удаётся визуализировать знак «СТОП».

    Источник: http://www.psihdocs.ru/uprajneniya-napravlennie-na-obuchenie-rebenka-priemlemim-sposo.html



    Рекомендуем посмотреть ещё:


    Закрыть ... [X]

    «Нарисуй свой гнев» - Поставщики социальных услуг Волгоградской области Как нарисовать гирляндой

    Нарисуй свой гнев Упражнение "Нарисованный гнев теряет силу" Социальная сеть ЭКО-МИР
    Нарисуй свой гнев Упражнения, направленные на обучение ребёнка приемлемым способам
    Нарисуй свой гнев Нарисуй свой гнев. Преимущества арт-терапии Психолог Обнинск
    Нарисуй свой гнев «Нарисуй свой гнев» - ГКСУ СО "Ворошиловский СРЦ"
    Нарисуй свой гнев Константин Довлатов Нарисованный гнев теряет силу
    Работа с гневом через методы арт-терапии Учимся управлять своим гневом 10 сцен из «Теории большого взрыва над которыми мы не перестанем смеяться Арт-Дегустация. Арт-Вечеринки, мастер-классы по рисованию, дегустация Выкройка юбки клёш. Пошаговая инструкция построения юбки клеш Вязанные аппликации крючком Зверюшки Мои Петельки