Мастер класс правдина



  • 16 Фев 2011 Автор

    Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного произношения звуков. Вариативность  форм  её проведения

    Хрипунова Лариса Владимировна,

    учитель-логопед МДОУ

    «Детский сад № 85 «Малиновка»

    комбинированного вида»

    Любой из нас пришёл на свет на этот

    Творить добро, надеяться, любить,

    Смеяться, плакать, но при всём при этом

    Должны мы научиться ГОВОРИТЬ.

    Современная ситуация в системе образования, в которой происходят изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его класс гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребёнка, побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в развитии, обучении, общении и поведении.

    Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма.

    Многочисленными исследованиями отечественных дефектологов подробно изучена и освещена проблема воспитания правильной речи (В.И. Городилова, О.С. Орлова, Е.И. Радина, Ф.Ф. Pay), в особенности, формирования произношения звуков (А.Н. Гвоздев, Б.М. Гриншпун, Н.И. Жинкин, Г.А. Каше, Р.Е. Левина, С.С. Ляпидевский, О.В. Правдина, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, М.Ф. Фомичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и др.). Эта проблема является междисциплинарной и охватывает различные области знания. Анатомия и физиология человека раскрывают механизм психофизического мастер класс правдина становления межфункциональных связей центральной нервной системы (П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, И.М. Сеченов, И.П. Павлов); психология, нейролингвистика и психолингвистика рассматривают формирование сложной структуры речевой деятельности (Л.С. Выготский, А.А. Залевская, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, P.M. Фрумкина); логопедия определяет причины отклонений речевого развития, классификацию речевых расстройств, методы и приемы коррекции различных речевых нарушений. Применительно к русскому языку наиболее разработанным является вопрос преодоления фонетико-фонематического недоразвития у детей и методы коррекции произношения (Р.Е. Левина, Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина). [1,2].

    Данные последних лет свидетельствуют, что при поступлении в группу компенсирующего назначения МДОУ № 85 города Северодвинска у детей выявляется общее недоразвитие речи  с дизартрическим компонентом. У таких детей страдает произношение не только согласных  раннего и позднего генеза, но также нарушены и гласные звуки. Своевременное устранение недостатков произношения помогает предотвратить трудности, во-первых, в овладении навыками чтения и письма, во-вторых, в социальной адаптации ребёнка.

    Передо мной как  специалистом, работающим с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска эффективных методов формирования произносительных возможностей, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы успешное овладение навыками нормативного произношения. Требуется понимание сути расстройства, осмысленный нестандартный подход в работе, постепенное формирование у ребёнка прочных навыков. Необходимо формировать у дошкольников мотивы, волевые качества, необходимые для продолжительной работы, дающей стабильные результаты. И всё это нужно делать легко, непринужденно, в игровой форме, заинтересовывая ребёнка, не превращая занятия в нудные тренировки.

    Считаю, что важнейшим направлением  логопедической работы является развитие артикуляционной моторики. Метод воспитания звукопроизношения путём специфической гимнастики признан  рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по вопросам расстройства речи (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. Ф. Фомичёва и др.) [1,2,3].

    Артикуляционная гимнастикаэто совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.[4,5,6].

    Цель артикуляционной гимнастики: выработка  полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

    Совместно с воспитателями работу по формированию осуществляем по двум направлениям:

    • формирование кинестетической основы движения,
    • формирование кинетической основы движения.

    На данном этапе коррекционной работы эффективно использование специфических (двигательно-кинестетического, слухо-зрительно-кинестетического) методов. [4]

    Двигательно-кинестетический метод предполагает установление связи между движением артикуляционных мышц и их ощущением. Например, если ребенок не может сам обнажить верхние зубы, логопед приподнимает указательным пальцем верхнюю губу ребенка. Таким образом, создается новое ощущение – приподнимание верхней губы.

    Использование слухо-зрительно-кинестетического метода заключается в установлении связей между восприятием звука на слух, зрительным образом артикуляционного уклада и двигательным ощущением при его произношении. Для формирования слухо-зрительного образа звука логопед демонстрирует ребенку артикуляционную схему, показывает положение артикуляционного уклада с помощью рук с одновременным произношением звука. Например, при постановке звука [ш] ребенка просят сделать ладошку и язычок «чашечкой», произнести звук и одновременно удерживать ладонь руки в форме чашечки.

    Учитывая ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста и в целях повышения интереса к выполнению артикуляционных  упражнений, мы стремимся выполнять их в игровой форме, включая в работу различные анализаторы  и используя многообразие вспомогательного материала.

    На своих занятиях помимо традиционных форм проведения артикуляционной гимнастики я использую интерактивные, новейшие формы (рис.1), в создании которых  участвуют  и  дети:

    • Биоэнергопластика [7];
    • «Театр пальчиков и Язычка» (или сопряженная гимнастика);
    • Встречи с героями «Весёлых полянок» [8];
    • Использование дидактической куклы Кваки;
    • Артикуляционный комплекс с трафаретами «Весёлых Язычков»;
    • Адаптированные сказки с движениями (мультимедийная презентация);
    • Сочинение историй из жизни Язычка с использованием картинок-образов «Звукознайкин и все-все-все» [8,9,10];
    • Выполнение артикуляционных упражнений с  применением  «волшебных  палочек – помогалочек»;
    • Нетрадиционные упражнения с бусиной, драже и ложкой для совершенствования артикуляционной моторики [11].

    Таким образом, артикуляционные  упражнения преподносятся детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов. Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.

    С целью информирования родителей о формах и методах подготовки органов артикуляции детей к правильному произношению, организую мастер-класс на тему: «Трудности трудных звуков», заседание семейного клуба «Уроки Звукознайкина», а также ежемесячную «Игротеку для заботливых родителей», открытые занятия с дошкольниками, оформляю папки-передвижки, фото-презентации.

    Вариативность форм проведения артикуляционной гимнастики на индивидуально-подгрупповых занятиях, в совместной деятельности педагога с детьми, на логопедических разминках   помогает:

    • формировать кинетико – кинестетическую основу движений,
    • развивать артикуляционную  моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков,
    • воспитывать уверенность ребёнка в себе и своих возможностях, побуждать активность, самостоятельность, инициативность
    • поддерживать  интерес ребёнка к трудоёмкому процессу освоения правильного произношения, потребность в  логопедических занятиях.

    Литература:

    1. Хватцев М. Е. Логопедия. Пособие для студентов педагогических институтов и учителей спец. школ, изд. 5, М., Учпедгиз, 1959.

    2. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: Просвещение, 1989.

    3. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.

    4. Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2004.

    5. Анищенкова Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. – М.: Астрель, 2007.

    6. Ваш домашний логопед. Учим ребёнка говорить правильно. Электронное издание для родителей и педагогов. М.: ООО «Парус – Сервис», 2007.

    7. Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей.- М.: ГНОМ и Д, 2007.

    8. Репина З. А., Буйко В. И. Уроки  логопедии. – М.: ЛИТУР, 2005.

    9. Костыгина В. Н. Тру-ля-ля  Артикуляционная гимнастика. М.: Карапуз, 2000.

    10. Батяева С.В. Логопедическая сказка. «Приключения зайчонка Кузи». – М.: ТЦ Сфера, 2009.

    11. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Хлоп-топ. Нетрадиционные приёмы коррекционной логопедической работы с детьми 5-9 лет. – М.: ГНОМ и Д, 2004.

    Рекомендую прочесть:

    Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"

    Предыдущий материал из рубрики -

    Артикуляционная гимнастика:


    СОХРАНИТЬ У СЕБЯ в:

    Разместить свои материалы на Логопедия для всех Узнай КАК?


    Рубрики: Артикуляционная гимнастика  Метки: Артикуляционная гимнастика, развитие речи


    Источник: http://www.logolife.ru/logopedy/artikulyacionnaya-gimnastika/variativnost-form-provedeniya-artikulyacionnoj-gimnastiki.html



    Рекомендуем посмотреть ещё:


    Закрыть ... [X]

    Список литературы, рекомендуемой при написании работ по - Люди с гитарой нарисованные

    Мастер класс правдина Мастер класс правдина Мастер класс правдина Мастер класс правдина Мастер класс правдина Мастер класс правдина Мастер класс правдина Мастер класс правдина Мастер класс правдина

    ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ