Кружево на времена



  • Судя по полотнам придворных живописцев, это плетеное тончайшее украшение было принято носить с особым достоинством, причем как женщинам, так и мужчинам: кружевные манжеты и огромные круглые воротники, поднятые вверх, любили даже самые суровые монархи.

    В Испании увлечение кружевом стало столь серьезным и разорительным (бесценные кружевные мантильи в пол, юбки, веера), что королю Филиппу III пришлось наложить запрет на их ношение.

    Но платить за эту привилегию приходилось не только тем, кто приобретал кружева, но и тем, кто их создавал. Чтобы овладеть искусством в полной мере, мастерицам приходилось посвящать себя делу с самого детства. Из-за интенсивной работы многие из них часто теряли зрение. Свой немалый гонорар они отрабатывали сполна.

    Нитки для кружев могли быть бумажными, льняными, шерстяными, шелковыми, серебряными, золотыми. В Италии использовали даже нитки из алоэ.

    Кружево было плетеное или шитое. Плетеное кружево делали на круглой подушке при помощи коклюшек. Шитое кружево выполняли иголкой с ниткой.

    Возникновение кружева относится к очень древним временам. В легендарной книге «Исход» упоминается «завеса из голубой, пурпуровой и червленной шерсти и крученного виссона узорчатой работы» (гл. XXVI—XXVII)

    Кружево с незапамятных времен являлось любимым украшением, но его расцвет связан с костюмом XVI века.

    Итальянскими художниками XVI века было создано около двадцати двух книг с узорами для кружевных изделий. Известны имена их авторов: Niccolo Zoppino (1527), Bugato (1527), Paganino (1527), Tagliente (1534) и другие.

    В Италии славились своим мастерством кружевницы Венеции, Генуи, Альбиссола, Милана. С конца XV века стало известным венецианское кружево «стежок в воздух», представлявшее собой узенький зубчатый бортик редкого геометрического узора. Постепенно геометрический узор усложнялся фигурами людей и животных. Иглой с помощью льняных нитей плели пышные и сложные шитые гипюры, а на коклюшках создавали пестрые, цветные, золотые и серебряные кружева.

    Фландрия была не менее знаменита, чем Италия, своими кружевами. Здесь изготавливали плетеные гипюры с орнаментами из растительных завитков, для изготовления которых в сырых подвалах, чтобы кудель постоянно был влажным, мастерицы пряли удивительно мягкие и тонкие нити из льна.

    Название знаменитого тонкого фламандского брюссельского гипюра «гипюр англетэр» объясняется политико-экономическими причинами. В Англии вплоть до 1735 года сохранялись запрет и ограничения на ношение кружев иностранного производства. В 1662 году английский парламент запретил ввоз фламандского кружева и поощрил выпуск отечественного. Однако спрос был столь велик, что фламандское кружево привозилось тайно и продавалось под видом английского с новым названием.

    В Шотландии кружевное мастерство достигло расцвета во время царствования Марии Стюарт, которая и сама была знатной мастерицей, искусно сочинявшей узоры из цветов, зверей и птиц.

    В Испании на кружева тратилось так много денег, что король Филипп III издал в 1623 году закон, запрещающий носить кружева.

    Другие европейские страны тоже старались не отставать от моды.


    Людовик XIII в 1613 году издал закон, который должен был положить конец разорительной склонности французов, тративших на приобретение кружев целые состояния. Франция вскоре нашла выход из создавшегося положения, но не с помощью запретов, а благодаря развитию кружевного дела и кружевных центров во Франции, для чего из Венеции были срочно выписаны мастера. Такими центрами стали города Аржантан и Алансон.

    Сложные декоративные композиции, тысячи изощренных деталей, нитяные мостики, или связки, превратившиеся в фон, придают неповторимую воздушную массивность ранним французским гипюрам.

    Во Франции кружево было популярным вплоть до Французской революции. После революции кружево стало модным при дворе Наполеона, но ненадолго.

    В Германии первая книга для кружевных работ Иоганна Шарценсбергера появилась в 1534 году в Аугсбурге.

    Кружевные работы в Швеции во многом связаны с именем св. Бригиты из Водстена, которая обучала этому ремеслу монахинь.

    К XVII веку кружевом украшали костюмы маршалов и офицеров, кавалеров и придворных дам. Кружево шло на изготовление галстуков, воротников, манжет, шарфов, отворотов сапог и перчаток, украшение карет, кроватей, тронов, мебели, алтарей.


    В XVIII веке наибольшим успехом пользовалось чрезвычайно тонкое кружево с цветочными гирляндами, бантами, голубями. Большое распространение получили рисунки на религиозные сюжеты, часто изображалась мадонна с младенцем.

    Сложный рисунок для таких кружев создавался профессиональным художниками. Шелковое тонкое кружево «блонд» было излюбленным во времена ампира, а кружева с цветами и листьями с золотой и серебряной нитями, шли на знаменитую испанские мантильи.

    Наиболее популярными темами для рукоделия были сцены из Ветхого Завета и античной мифологии, или чувств, элементов и сезонов.



    Англия 1640-1670

    Платок, игольное кружево, лен, 1685-1700, Венеция, Италия

    В XVI веке одним из центров кружевоплетения считалась Венеция. Венецианское кружево дорого ценилось во всей Европе. Эскизы для кружевных рисунков создавали известнейшие художники и ювелиры (такие как Чезаре Вечеллио и Бенвенуто Челлини). Именно их кисти принадлежат новаторские решения, благодаря которым были созданы различные виды кружев, популярные и в наше время.

    В те годы были изобретены различные виды стежка: стежок узлом, кружево на сетке, или тюль, муранский стежок и игольный стежок.
    Благодаря знаменитым талантам венецианских торговцев оно распространилось по всей Европе и стало одной из причин баснословных налогов в тех государствах, где монархи и знать любили красиво приодеться. 

    Венецианское кружево было очень дорогим удовольствием. Им отделывали и белье, и верхнюю одежду, и обувь, что нередко влетало в копеечку: на отделку одного лишь воротника фриза шло от 10 до 15 метров кружева!

    На островах Бурано, Пеллестрина, Чиоджа и Мурано наладилось кружевное производство, где руками трех тысяч рыбацких жен и дочерей творилось удивительное кружево, для создания которого использовалось 3-4 тысячи нитей на одно изделие.

    Закономерно, что всего через 10 лет эти мануфактуры стали официальными поставщиками кружева для королевского двора. Это тончайшее филигранное кружево до сих пор считается образцовым и не поддается веянию моды.








































    Источник: http://www.liveinternet.ru/users/3173294/post170654675/


    Источник: http://world-ribbons.ru/publ/istorija/kruzhevnaja_istorija/15-1-0-162



    Рекомендуем посмотреть ещё:


    Закрыть ... [X]

    Кружево в моде - история и современность. Кружево в одежде. что такое мода? Выкройка для платья кимоно

    Кружево на времена Виды кружевной ткани: ручные и машинные, французское кружево (фото)
    Кружево на времена Кружево вне времени Salon375Salon375 Ателье модной мысли
    Кружево на времена Кружева. Обсуждение на LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-Дневников
    Кружево на времена Кружевная история. Обсуждение на LiveInternet - Российский Сервис
    Кружево на времена Кружево - на все времена. - Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade
    Кружево на времена Кружева 14-18 веков. История и ассортимент -1 часть. Обсуждение на
    Типы кружева разновидности плетений Кружева ручной работы на все времена. - Google Старинные кружева. ч1 Maintenance Атмосфера творчества Выставка-продажа товаров для рукоделия

    Похожие новости